polit_ec: (Default)
Недавно я писал, что показатель величины городского жилфонда в 1913 году из статсборников «Народное хозяйство СССР» похож на правду, только речь должна идти о жилой, а не об общей площади. В более раннем материале я также исходил из того, что 180 млн. кв. м в 1913 году в границах послевоенного СССР ‒ это показатель жилой, а не общей площади городского жилфонда. Пожалуй, надо пояснить, в чем тут дело. Да и себе для памяти не помешает записать, а то спустя время могу подзабыть источники.

Сразу сообщаю конечный вывод для тех, кому не хочется читать дальнейшее длинное пояснение с расчетами. В марте 1923 и в декабре 1926 года в СССР прошли переписи, которые зафиксировали фактическое наличие жилой площади на тот момент, причем в тесных довоенных границах СССР и до восстановления разрушенного войнами жилфонда. Это в особенности относится к 1923 году, когда восстановление только-только начиналось. Если принять для 1913 года (то есть до начала разрухи) показатель 180 млн. кв. м общей площади в более обширных послевоенных границах, то из него получается несуразно мало жилой площади по сравнению с результатами этих переписей. Если же считать, что это не общая, а жилая площадь городского жилфонда в 1913 году, тогда это достаточно хорошо согласуется с результатами переписей 1920-х годов.

Для остальных, после короткой паузы, начинаю объяснять.Read more... )
polit_ec: (Default)
К сожалению, советская статистика создает определенную путаницу в вопросе об обеспеченности горожан жильем в разные годы. Начиная с 1956 года, в статистических справочниках публикуются сведения только об общей площади жилищ, в том числе и за прошлые годы, вместо показателя жилой площади, который использовался ранее. В ряде случаев это затрудняет сопоставление данных, относящихся к разным историческим периодам. Если же вспомнить еще и неоднократное изменение границ государства Российского в ХХ веке, то при проведении исторических сравнений легко могут возникать разного рода ошибки и недоразумения. Попробуем по мере сил внести ясность в вопрос об обеспеченности горожан жильем в Российской империи и СССР.

Жилфонд
Read more... )


polit_ec: (Default)
Сегодня я расскажу вам интересную и поучительную историю о том, как даже без прямого вранья советская статистика ухитрялась не на проценты, а в разы приукрасить достижения Советского Союза по сравнению с Российской империей.

В интернет-дискуссиях о сравнении уровня жизни до революции и в СССР часто используется такой источник, как секретная докладная записка ЦСУ СССР Г.М. Маленкову от 8 декабря 1953 года. В ней приводятся сведения о ценах на довольно широкий набор потребительских товаров в 1913 и 1953 году.
Read more... )


polit_ec: (Default)
Говорить небывалое - лгать, хвастать.
Толковый словарь Даля

Индустриализация нищей и отсталой России ‒ это по сей день одна из важнейших опор советской мифологии. Подразумевается, что бурный рост промышленности доказывает преимущества коммунистического режима и плановой экономики. Часто можно видеть, как сторонники советской модели этим оправдывают и позорно низкий уровень жизни в СССР, и неоднократные голодоморы, и репрессии: ну и что, а зато вон как росло производство! Свой «символ веры» – восхищение успешностью и экономической эффективностью советского строя – они вкладывают в уста даже Черчиллю, когда приписывают ему известную фразу о сохе и атомном реакторе (или атомной бомбе – кому что ближе).

Согласно советской статистике, в результате Первой мировой и Гражданской войн промышленное производство в 1920 году упало до 13,8% от довоенных объемов. Однако уже в 1926 году советская промышленность снова достигла уровня 1913 года, в 1940 году превзошла его в 8,5 раз, а в своей высшей точке, в 1989 году, промышленность СССР выпускала в 256,8 раза больше продукции, чем в 1913 году.
Read more... )







Page generated Sep. 22nd, 2017 12:53 am
Powered by Dreamwidth Studios