polit_ec: (Default)
[personal profile] polit_ec
Недавно я писал, что показатель величины городского жилфонда в 1913 году из статсборников «Народное хозяйство СССР» похож на правду, только речь должна идти о жилой, а не об общей площади. В более раннем материале я также исходил из того, что 180 млн. кв. м в 1913 году в границах послевоенного СССР ‒ это показатель жилой, а не общей площади городского жилфонда. Пожалуй, надо пояснить, в чем тут дело. Да и себе для памяти не помешает записать, а то спустя время могу подзабыть источники.

Сразу сообщаю конечный вывод для тех, кому не хочется читать дальнейшее длинное пояснение с расчетами. В марте 1923 и в декабре 1926 года в СССР прошли переписи, которые зафиксировали фактическое наличие жилой площади на тот момент, причем в тесных довоенных границах СССР и до восстановления разрушенного войнами жилфонда. Это в особенности относится к 1923 году, когда восстановление только-только начиналось. Если принять для 1913 года (то есть до начала разрухи) показатель 180 млн. кв. м общей площади в более обширных послевоенных границах, то из него получается несуразно мало жилой площади по сравнению с результатами этих переписей. Если же считать, что это не общая, а жилая площадь городского жилфонда в 1913 году, тогда это достаточно хорошо согласуется с результатами переписей 1920-х годов.

Для остальных, после короткой паузы, начинаю объяснять.

До 1956 года в советской статистике использовался показатель жилой площади. При этом, как сообщала довоенная Большая медицинская энциклопедия (в статье «СССР» ‒ БМЭ, том 31, М., 1935, с. 563), городской жилфонд Российской империи в ее прежних границах составлял 220 млн. кв. м собственно жилой площади. С 1956 года перешли на показатель общей площади. Ее, казалось бы, должно быть больше, чем жилой – на величину кухонь, коридоров и других подсобных помещений. Действительно, для всех лет советской власти площадь городского жилфонда в справочниках увеличилась по сравнению с прежним показателем жилой площади. И только для 1913 года она значительно уменьшилась по сравнению с ранее опубликованными данными.

Сколько было жилой площади в 1913 году, если величину общей «Народное хозяйство СССР» принимает за 180 млн. кв. м? В опубликованных статсборниках этот показатель не приводится. Однако, как любезно сообщил мой регулярный оппонент [livejournal.com profile] lost_kritik, впервые показатели общей площади появились в ранее засекреченном и пока еще не опубликованном сборнике «Народное хозяйство СССР за 1913-1955 гг.», который он обнаружил в архиве (РГАЭ 1562, оп.33, д.2309 Л.189). Там же приводятся сведения одновременно об общей и жилой площади городского жилфонда за разные годы, которые в дальнейшем не публиковались.

Год Общая площадь, млн. кв. м Жилая площадь, млн. кв. м
1913 181 133
1926 216 159
1940 437 318
1950 516 375
1954 610 445

Итак, показатель для 1913 года из этого справочника 181 млн. кв. м общей площади и 133 млн. кв. м жилой площади (позже он превратился в 180 млн. кв. м общей площади, а жилую указывать перестали вообще). Соотношение жилой и общей площади для домов дореволюционной постройки выходит хуже, чем в хрущевках. Ну да ладно, оставим это на совести советской статистики. Давайте лучше проверим, может ли такое быть.

Прежде всего, разберемся, о каких границах идет речь для 1913 года. В то время численность городского населения составляла:
- в границах Российской империи 30,6 млн. человек;
- в послевоенных границах СССР 28,5 млн. человек;
- в довоенных границах СССР 24,8 млн. человек.

В опубликованных советских статсборниках сообщается, что обеспеченность жильем в 1913 году составила 6,3 кв. м на человека. Таким образом, численность городского населения по этим данным получается 180 : 6,3 = около 28,5 млн. человек. Следовательно, речь идет о послевоенных границах СССР.

В довоенных границах СССР жилой фонд должен быть меньше. Во-первых, численность городского населения по сравнению с территорией в послевоенных границах составляла лишь 87%. Если обеспеченность жильем в разных регионах была примерно одинаковой, можно считать, что на довоенную территорию должно приходиться также около 87% жилфонда. Это, конечно, лишь грубая оценка. Но вряд ли ошибка очень велика. Отклонение от 87% всего на 1% в ту или другую сторону означает, что неравномерность обеспеченности жильем для 1913 года для территорий, вошедших в довоенный и в послевоенный СССР, увеличивается почти на 10%.

Во-вторых, в результате Первой мировой и Гражданской войн на территории довоенного СССР выбыло из строя 14% имевшейся жилой площади. Об этом сообщает та же самая Большая медицинская энциклопедия в той же самой статье «СССР» (БМЭ, том 31, М., 1935, с. 564). Значит, перед началом восстановления жилфонда в границах довоенного СССР должно быть примерно 0,87 х 0,86 = примерно 75-76% от той площади, которая дается для послевоенных границ (точность счета у нас небольшая, это лишь примерная оценка). То есть если в послевоенных границах дается 133 млн. кв. м жилой площади на 1913 год, то в довоенных на момент окончания разрухи и начала восстановления жилфонда должно быть около 100 млн. кв. м.

Широкие работы по восстановлению разрушенного и строительству нового жилья начались в 1924 году. За весь 1923 год было построено всего 1086 тыс. кв. м жилья (БМЭ, том 31, М., 1935, с. 567). Значит, та жилищная перепись, которая прошла в марте 1923 года, должна была показать величину жилфонда близкую к минимальным значениям. Фактически по результатам этой переписи в СССР имелось 127,8 млн. кв. м жилой площади городского жилфонда. Это уже значительно больше тех 100 млн. кв. м, которые получились выше, когда мы попытались поверить в цифру из более поздних советских статсборников.

Мало того, кроме жилья, учтенного переписью, в городах имелись еще и общежития. Следующая перепись на 17 декабря 1926 года зафиксировала наличие в городском жилфонде 143,3 млн. кв. м жилой площади. На 1 января 1927 года (через 2 недели после нее) жилфонд составил 143,5 млн. кв. м жилой площади. Но с учетом общежитий сначала сообщалось о 154 млн. кв. м, потом эта цифра возросла даже до 159 млн. кв. м. Таким образом, на конец 1926 года площадь общежитий составила от 10,5 до 15,5 млн. кв. м, которые собственно в результаты переписи не вошли.

Для 1923 года сведения о площади общежитий не приводятся. Но если мы возьмем хотя бы меньшую из названных цифр, то городской жилфонд на момент окончания разрухи составит 138,3 млн. кв. м жилой площади вместе с общежитиями. Заметно больше, чем те 100 млн. кв. м, к которым мы пришли ранее, исходя из показателей 181 млн. кв. м общей площади м 133 млн. кв. м жилой площади для 1913 года в послевоенных границах СССР. Следовательно, эти показатели совершенно нереальны и занижены почти на 40%.

Если же предположить, что 180 млн. кв. м представляют собой не общую, а жилую площадь 1913 года в послевоенных границах СССР, тогда все выглядит совершенно иначе. В довоенных границах и с учетом разрухи получается к началу 1923 года около 134,7 млн. кв. м (180 х 0,87 х 0,86). Это уже ненамного меньше той оценки, к которой мы пришли для 1923 года с учетом общежитий. Кроме того, эти 180 млн. кв. м (или немного больше) в советских границах не так далеки от тех 220 млн. кв. м жилой площади, о которых писалось в 1930-е годы как о дореволюционном городском жилфонде в границах всей Российской империи (то есть с Польшей и Финляндией).

Конечно, можно только гадать, каким образом в статистических справочниках жилая площадь могла превратиться в общую. Вряд ли это простая опечатка.Скорее можно предположить, что какому-то начальству не понравилось, когда для 1913 года величина жилфонда получилась больше, чем в СССР. Вот ее и подправили, не задумавшись, что речь идет о разных по территории и населению государствах.

А может и не так все было. Но в любом случае 180 млн. кв. м (или несколько больше) жилой площади в послевоенных границах СССР в 1913 году могло быть. А вот столько же общей площади не могло быть никак. Этот показатель не выдерживает элементарной критики и сравнения с результатами советских переписей 1920-х годов.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

polit_ec: (Default)polit_ec

September 2013

S M T W T F S
1234567
89101112 1314
1516171819 2021
22 23242526 2728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 21st, 2017 12:36 pm
Powered by Dreamwidth Studios