polit_ec: (Default)
[personal profile] polit_ec
К сожалению, советская статистика создает определенную путаницу в вопросе об обеспеченности горожан жильем в разные годы. Начиная с 1956 года, в статистических справочниках публикуются сведения только об общей площади жилищ, в том числе и за прошлые годы, вместо показателя жилой площади, который использовался ранее. В ряде случаев это затрудняет сопоставление данных, относящихся к разным историческим периодам. Если же вспомнить еще и неоднократное изменение границ государства Российского в ХХ веке, то при проведении исторических сравнений легко могут возникать разного рода ошибки и недоразумения. Попробуем по мере сил внести ясность в вопрос об обеспеченности горожан жильем в Российской империи и СССР.

Жилфонд

В сборниках «Народное хозяйство СССР» для 1913 года приводятся показатели: 180 млн. кв. м общей площади городского жилищного фонда и 6,3 кв. м жилья на душу населения. Нетрудно подсчитать, что при этом численность городского населения для 1913 года получается около 28,5 млн. человек. Следовательно, речь идет о территории СССР в послевоенных границах, где этот показатель был как раз таким. В довоенных границах СССР в 1913 году проживало 24,8 млн. человек городского населения, а в границах Российской империи 30,6 млн. горожан.

Между тем, согласно тем же справочникам, уже в 1926 году общая площадь городского жилищного фонда, причем в более узких довоенных границах СССР, составила 216 млн. кв. м - на 20% больше, чем для 1913 года в послевоенных границах! Откуда?!

До 1956 года, по итогам декабрьской переписи 1926 года, фигурировала другая величина жилфонда – 143,3 млн. кв. м жилой площади, что составляло 5,4 кв. м на душу городского населения. Однако по новому показателю общей площади стало получаться, будто в 1926 году в среднем на душу приходилось по 8,2 кв. м жилья, что вроде бы говорит о значительном улучшении жилищных условий по сравнению с 1913 годом.

Это вызывает глубокое недоумение, потому что в 1926 году, помимо гораздо меньшей территории, еще и далеко не было завершено восстановление разрушенного за время Первой мировой и Гражданской войн жилого фонда. При этом численность городского населения уже превысила дореволюционную в тех же границах и продолжала быстро расти. Росту жилищного фонда и улучшению жилищных условий просто неоткуда было взяться.

Действительно, упомянутая советская перепись в декабре 1926 года показала не улучшение, а ухудшение жилищных условий в городах даже по сравнению с предыдущей (городской) переписью марта 1923 года. В свою очередь в 1923 году было зафиксировано ухудшение средней обеспеченности жильем по сравнению с дореволюционным периодом. Например, в Москве в 1912 году на 1 комнату в среднем приходилось 1,99 жильца, а в 1923 году уже 2,19, то есть плотность заселения увеличилась на 10%. Таким образом, налицо противоречие между данными советской статистики, которую начали публиковать с 1956 года, и результатами советских же переписей, проводившихся в 20-е годы.

Выйти из этого тупика нам помогут советские энциклопедии – верные друзья антисоветчика, благодаря проскальзывающей в них ценной информации о реальном положении дел. В 1935 году вышел 31-й том Большой медицинской энциклопедии под редакцией Н.А.Семашко. В огромной статье «СССР» немалое место занимает раздел о жилищно-коммунальном хозяйстве, состояние которого весьма важно для здоровья трудящихся. На наше счастье там сообщается и о жилищном фонде городов царской России, который (внимание!) в ее прежних границах составил 220 млн. кв. м собственно жилой площади (БМЭ, М., 1935, том 31, с. 563).

Чтобы кто-нибудь не подумал, что это просто опечатка, там же указана еще и кубатура жилых зданий - около 2 млрд. куб. м, включая торговые помещения, находящиеся в жилых домах. Это почти вдвое больше, чем на 1 января 1927 года (1045,5 млн. куб. м, но без упоминания о торговых помещениях).

Вот эта цифра, 220 млн. кв. м жилой площади в 1913 году, прекрасно объясняет противоречия и согласуется с другими имеющимися данными. В отличие от показателя 180 млн. кв. м общей площади, который не выдерживает элементарной критики. Он представляет собой либо ошибку (очень похоже, что примерно такой была величина жилой, но никак не общей площади городского жилфонда 1913 года в границах СССР, то есть без Польши и Финляндии), либо политическую директиву, либо пропаганду, но в любом случае совершенно несуразную, не сходящуюся с другими данными величину, если понимать его буквально.

Итак, 30,6 млн. горожан в границах империи размещались на 220 млн. кв. м собственно жилой, не общей, площади. На каждого, таким образом, в среднем приходилось 7,2 кв. м. Далее советская перепись 1923 года показала, что на 127,8 млн. кв. м жилой площади в границах довоенного СССР (с учетом разрушений и территориальных потерь) проживали 21,3 млн. горожан (по 6,0 кв. м на душу), а по переписи 1926 года, как уже упоминалось, жилая площадь составила 143,3 млн. кв. м на 26,3 млн. человек, то есть по 5,4 кв. м на душу городского населения. В 1940 году этот показатель еще уменьшился, до 5.1 кв. м, а в 1950 году впервые несколько увеличился – до 5,4 кв. м на душу, то есть вернулся к уровню 1926 года. Тем не менее, до показателей 1913 года было еще далеко.

Похожие данные, но только в современных границах Российской Федерации, приводит в своей книге «Развитие экономики России за 100 лет» (на стр. 222) В.М.Симчера, в прошлом директор НИИ Росстата. Он сообщает, что городской жилищный фонд в современных границах составил в 1917 году 126 млн. кв. м жилой площади или 8,2 кв. м на одного горожанина. Затем показатель обеспеченности жильем снижался до 1940 года, когда он достиг 6,2 кв. м, а в 1950 году увеличился до 6,9 кв. м.

Интересны также сведения, которые В.М.Симчера сообщает о жилищной ситуации в городах в 1900 году. Городской жилищный фонд в границах современной России составлял тогда 50 млн. кв. м жилой площади, а обеспеченность жильем 7,1 кв. м. По этим цифрам легко подсчитать, что городское население России с 1900 по 1917 год росло в среднем на 4,6% в год, а жилищный фонд на 5,6% в год. В то же время городское население СССР за 1926-1950 годы росло в среднем на 4,1% в год, а жилищный фонд на 3,7%. Иными словами, темпы урбанизации в Российской империи и в СССР были сопоставимыми, но в царской России при этом происходило улучшение жилищных условий горожан, а в Советском Союзе заметное ухудшение, которое остановилось только в послевоенный период.

Точно указать, когда именно СССР догнал Российскую империю по обеспеченности жильем на душу городского населения, пока не представляется возможным. Для 1913 года отсутствуют достоверные данные об общей площади городского жилфонда, а после 1956 года нет информации о его жилой площади. Из-за этого имеющиеся показатели оказываются несравнимыми. Тем не менее, можно вполне определенно говорить, что это произошло в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Только в этот период, спустя почти полвека после революции, уровень жизни населения в Советском Союзе вновь достиг по основным параметрам показателей царской России. В том числе и по обеспеченности жильем.


From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

polit_ec: (Default)polit_ec

September 2013

S M T W T F S
1234567
89101112 1314
1516171819 2021
22 23242526 2728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 12:44 am
Powered by Dreamwidth Studios